Вы запускаете сайт — функциональный и с крутым дизайном, но не уверены, понравится ли он пользователям? Зачем гадать, если можно узнать точно? UX-исследование — это не просто этап в чек-листе, а возможность заглянуть в голову клиентов еще до того, как они нажмут на первую кнопку. Оно поможет понять их мотивации, привычки, путь — и превратить сайт в эффективный инструмент для развития бизнеса.
User Experience (UX) — это совокупность всех аспектов взаимодействия пользователя с сайтом, включая удобство использования, визуальное восприятие и эмоции. И важную роль здесь играет UX-исследование. Оно помогает определить:
Чтобы узнать нужную информацию, специалисты используют опросы, интервью, аналитические программы и другие методы. В результате получается объективная картина, которая позволяет:
С помощью UX-исследования вы сможете не просто «сделать красивый сайт», а создать продукт, который действительно интересен клиентам — интуитивно понятный, полезный и комфортный.
В списке методов UX-исследований, которые нельзя проигнорировать — интервью, карта пути пользователей и прототипирование.
Беседы с клиентами помогают выяснить их мотивы, привычки и мнение о продукте. Прежде чем проводить интервью, важно составить список вопросов, которые вас интересуют. Интервью обязательно надо записывать на диктофон, чтобы впоследствии расшифровать и провести UX-анализ, сопоставив с ответами других участников.
User Journey Map — фиксация шагов, которые совершает человек от первого знакомства с сайтом до достижения цели. Чтобы получить правильную картину, надо просмотреть:
Дополнительно можно сделать юзабилити-тест, который поможет узнать, как путь пользователя работает на практике.
Прототипы — это упрощенные или кликабельные макеты интерфейса, которые помогают еще до финальной верстки быстро проверить:
В сочетании с UX-анализом прототипы позволяют выявить потенциальные проблемы и оценить удобство пользования. Такой подход экономит ресурсы и повышает шансы на успешный запуск продукта.
Прежде чем приступать к исследованию, необходимо провести предварительный анализ, который поможет определить проблемы и пути их решения. Если сайт уже существует, проводится аудит UX, который предполагает комплексную оценку с точки зрения удобства пользования:
Также надо выбрать методы исследования и анализа, подготовить сценарии тестирования.
Результаты анализов важно учитывать во время создания и оптимизации сайта. Чтобы сделать это грамотно, следует:
Хотите детальней узнать, как провести качественное UX-исследования перед запуском сайта? Обратитесь в IT-компанию Megasite, которая занимается разработкой сайтов в Украине больше 10 лет, успешно внедряя подходы, ориентированные на пользователя, в каждый этап проекта.